Рогожская Ямская слобода – местность, население которой с XVI в. занималось перевозками; располагалась между современными улицами Сергия Радонежского, Рогожский вал и площадью Абельмановская застава. От Рогожской слободы шли три дороги: Владимирка – на село Рогожь (город Богородск – Ногинск Московской области), Носовиха – в Павловский Посад через села Перово и Носовиху (сейчас – часть города Железнодорожного), Коломенка – через Люберцы, Бронницы и Коломну на Рязань. После вхождения района в состав Москвы в XVIII в. поселение ямщиков передвинулось восточнее, за улицу Рогожский вал, и получило название Рогожской Ямской, а затем Коломенской Ямской слободы. В конце XIX в. еще сохранялись переулки Ямской слободы; в начале XX в. название исчезло, уступив место Новой деревне.
Новая деревня – рабочий поселок, возникший во 2-ой половине XIX в. между современными улицами Рогожский вал, Нижегородская и шоссе Энтузиастов, на землях деревни Новой Андроновки (располагалась с двух сторон от современного шоссе Энтузиастов) и Коломенской Ямской слободы; вошел в состав Москвы в 1905 г. Название исчезло после 1917 г. Местность входила в состав Рогожско-Симоновского, Ждановского, сегодня – Таганского района.
Международная улица – ранее Ямская, затем Носовиха, являвшаяся частью Носовихинской дороги; название дано или по деревне Носовиха, или по фамилии одного из землевладельцев. После постройки Нижегородской железной дороги улица превратилась в тупик и утратила свое транзитное значение; в 1919 г. переименована в знак международной солидарности рабочих. Название «Носовиха» сохранилось на участке дороги, который сейчас начинается от МКАД.
Рабочая улица – ранее Коломенская-Ямская, 2-я Ямская-Коломенская, Коломенка, часть дороги из Москвы в Коломну и Рязань; называлась по Коломенской Ямской слободе. После постройки Нижегородской железной дороги улица превратилась в тупик и утратила свое транзитное значение. После 1917 г. по предложению проживающих здесь рабочих металлургического завода Гужона (с 1922 г. завод «Серп и Молот») улица названа Рабочей.
Нижний и Средний Международные переулки – ранее Владимирские переулки (Верхний Владимирский уже не существует), названы по соседней улице, прежнее название объяснялось близостью к Владимирскому тракту.
1-й Рабочий переулок – ранее 1-й Коломенский переулок. На территории бывшей Коломенской Ямской слободы существовало 17 переулков, из которых до настоящего времени уцелел один, переименованный в 1929 г. по соседней Рабочей улице. Ранее назывались переулками Ямской слободы, затем – Коломенскими.
Новорогожская улица – до 1922 г. улица 9-го Нижегородского пути, или Лесной Ряд. Здесь находились лесные торговые склады, товар для которых разгружался на старом Нижегородском вокзале, а сразу за улицей начинались пути Нижегородской железной дороги. Современное название дано по соседней улице Рогожский вал.
Ковров переулок получил свое название во 2-ой половине XIX в., после прокладки Нижегородской железной дороги (ныне Горьковское направление), главные мастерские которой находились в городе Ковров (Владимирская область); в соседних с переулком железнодорожных мастерских работало много выходцев из Коврова. Ранее Ковров переулок соединял только улицы Рабочую и Новорогожскую, упираясь с севера в забор товарной станции (в старый Нижегородский вокзал). После ликвидации станции переулок был продолжен от Новорогожской улицы до Нижегородской, а с другой стороны к нему присоединен 2-й Коломенский переулок. На сегодняшний день Ковров переулок начинается от Нижегородской улицы, пересекает Новорогожскую и Рабочую и заканчивается на Международной улице.
Улица Рогожский вал – часть бывшего Камер-Коллежского вала, между заставами Рогожской и Абельмановской. До 1922 г. – улица Рогожский Камер-Коллежский вал. Земляной Камер-Коллежский вал был построен в 1742 г. для сбора торговых пошлин при въезде в Москву, являлся официальной границей Москвы до 1917 г. Вал включал в себя 18 застав, на которых проверяли документы при въезде в город. Во 2-ой половине XIX в. заставы ликвидированы, вал срыт. Упоминания о вале и заставах сохранились в названиях улиц и площадей.
Золоторожский вал – часть бывшего Камер-Коллежского вала, между заставами Рогожской и Проломной, до 1922 г. – улица Золоторожский Камер-Коллежский вал. Улица получила название от ручья Золотой Рожок, притока реки Яузы (сейчас заключен в трубу, устье находится у Андроникова монастыря).
Площадь Рогожская застава называлась по одной из застав Камер-Коллежского вала. Современная площадь включила в себя территорию бывших Рогожской Сенной (Сенной) площади и площади Рогожской Заставы. На Сенной площади ранее торговали сеном, в 1919 г. она переименована в площадь Ильича (по отчеству Ленина). Площадь Рогожская Застава в 1923 г. переименована в площадь Застава Ильича, в 1955 г. площади объединены с общим названием Площадь Ильича. В 1994 г. площади возвращено историческое название.
Площадь Абельмановская застава – ранее площадь Покровской заставы, названа по одной из застав Камер-Коллежского вала и соседнему Покровскому монастырю; также исторически называлась Коломенской заставой (по дороге в Коломну), Семеновской и Таганской. После 1919 г. переименована в честь лидера большевистской организации города Коврова Николая Самуиловича Абельмана, погибшего в районе Покровской заставы 7 июля 1918 г. в ходе событий, связанных с восстанием эсеров.
Нижегородская улица в конце XVII в. была частью Гжельской дороги, позже называлась Покровской улицей (по Покровской заставе), затем включена в Рязанское шоссе. В 1922 г. участок Рязанского шоссе стал называться улицей Нижегородской, по Нижегородскому вокзалу, находившемуся здесь в 1861-1896 гг.
Шоссе Энтузиастов – бывшее Владимирское шоссе, Владимирский тракт, Владимирка; являлось началом дороги на Владимир, Нижний Новгород, Казань и далее в Сибирь (ныне федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга»). В 1919 г. шоссе получило современное название, в память о революционерах и политических заключённых, следовавших в ссылку по этой дороге. Шоссе начинается от моста, по которому проходят линии Курского и Горьковского направления Московской железной дороги, и является продолжением Бульвара Энтузиастов.
Бульвар Энтузиастов – улица между площадью Рогожская застава и железнодорожным мостом, ранее – Владимирский бульвар, часть старой Владимирки; переименован в 1922 г.
Улица Сергия Радонежского – улица между Андроньевской площадью и площадью Рогожская Застава. Первоначально называлась Вороньей улицей, по располагавшейся здесь в XVII-XVIII вв. Вороньей слободе Андроникова монастыря. В 1923 г. получила название Тулинской, по одному из псевдонимов Владимира Ильича Ленина – К. Тулин. Современное название получила в 1992 г., по церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
Школьная, Библиотечная, Вековая улица – ранее 1-я, 2-я и 3-я Рогожские улицы в Рогожской Ямской слободе, выходившие к Рогожскому Камер-Коллежскому валу. Современные названия даны улицам в 1919-1923 гг.
Таганская улица – дорога из Москвы через Таганские ворота Земляного города (оборонительная стена, построенная в конце XVI в., сейчас на ее месте – Садовое кольцо). Название связано с Таганским холмом, Таганной слободой и Таганскими воротами. В XVII в. появилось второе название улицы – Семёновская, в связи с переселением сюда части жителей Семёновской слободы, находившейся на реке Яузе. В 1918 г. улица переименована в Советскую, в 1922 г. снова в Таганскую.
Старообрядческая улица названа по старообрядческому Рогожскому кладбищу, к которому она примыкает; в 1964-2005 гг. носила имя Войтовича – в честь рабочего Василия Ермолаевича Войтовича, командира отряда красногвардейцев вагоноремонтных мастерских Московско-Курской железной дороги (завод имени В.Е.Войтовича).
Улица Рогожский поселок – продолжение Старообрядческой улицы, названа по Рогожскому старообрядческому посёлку, образовавшемуся в конце XVIII в. при Рогожском кладбище. С 1910 г. называлась проездом Рогожского Кладбища, с 1924 г. – посёлком Рогожского Кладбища, современное название принято в 1927 г.
2024 © Храм преподобного Василия Исповедника (Московский Патриархат)