+7 (495) 678-54-92

cropped-top_logo-1
Адрес: Москва
ул. Международная, 10, стр. 2

Дороги, заводы, Ленин и верстовой столб

Чудны дела Твои, Господи! Из станции метро «Площадь Ильича» пассажиры теперь поднимаются не на площадь Ильича, а на площадь Рогожской заставы. И на площади, в нескольких метрах друг от друга, мирно уживаются два символа Рогожской заставы: памятник Ленину рождения 1967 г. и верстовой столб 1783 г., с надписью «От Москвы две версты». Столб напоминает о временах Рогожской заставы на Камер-Коллежском валу, памятник – о событиях Советской истории на Площади Ильича. И еще о нашей истории свидетельствуют дороги…

Из Отчета Общества хоругвеносцев при церкви Святаго Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг.

Расписание крестных ходов. Малые крестные ходы.

Для освящения работ на заводах и учреждениях, расположенных в приходе:

  • 9 мая, в день Св. Николая Чудотворца, на завод Общества «Перенуд» и в главный магазин Московско-Курской железной дороги.
  • В день Вознесения Господня на завод Московского Металлического Товарищества, тянульный цех.
  • В день Святой Троицы тоже на этот завод, сталелитейный цех.
  • 8 июля, в день явления иконы Божией Матери «Казанской», в мастерские Московско-Курской железной дороги.
  • В первое воскресенье после 8 июля на завод Московского Металлического Товарищества, болтовой цех.
  • 6 августа, в день Преображения Господня, тоже на этот завод, вальцовой цех.
  • 1 октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, тоже на этот завод, листопрокатный цех.
  • 6 декабря, в день Святителя Николая Чудотворца, на завод Московского Металлического Товарищества, ремонтный цех.

Московско-Курская железная дорога построена в 1864-1868 гг. Движение на отрезке Москва – Серпухов открыто в 1866 г. Через Яузу проложен Андроников виадук на второй версте Московско-Курской железной дороги.

Станция Москва-Товарная Курской железной дороги. Небольшое станционное здание в два этажа было устроено в том месте, где старый Носовихинский тракт перерезали железнодорожные пути. Пристанционная площадь именовалась Носовихинской. Станцию назвали «Москва II Рогожская»: во-первых, Курский вокзал считался первой станцией; во-вторых, рядом (у моста над Владимиркой) стоял домик поста «2-я верста». Таково было расстояние до вокзала. В станционном здании была билетная касса для пассажиров дальнего следования. Позже площадь была занята рельсами, а пассажирская станция превратилась в платформу, на которой останавливаются пригородные электрички. Но здание сохранилось на прежнем месте, за улицей Международной (бывшей Носовихой).

Вагоноремонтный завод им. Войтовича основан в 1868 г. как мастерские Московско-Курской железной дороги, в 1929 г. получил современное название. В. Войтович – рабочий мастерских, красногвардеец, погибший в революционных боях в Москве октября 1917 г.

Из Описи Хоругвей, находящихся в церкви Св. Василия Исповедника (1914-1915 гг.): «Две хоругви, мерою изображения в высоту 91/2 вершков и в ширину 8 вершков каждая. На одной из них изображены Мученица Царица Александра и Казанская Божия Матерь, а на другой изображены Святитель Николай и Покров Пресвятыя Богородицы. Хоругви увенчаны короной и на древке главкой и крестом. Вес 3 пуда. Хоругви сооружены на средства служащих и мастерских Московско-Курской железной дороги в память Священного Коронования».

Московско-Нижегородская железная дорога построена в 1858-1862 гг. Строительство начато в 1860 г., к лету 1861 г. проложены рельсы от Москвы до Владимира на отрезке в 177 верст. Но дорога начиналась от станции Кусково, от которой до Москвы было около 7 верст. Владельцы дороги надеялись, что им будет предоставлено место для вокзала в центральной части города. Было принято временное решение: построено одноэтажное деревянное здание вокзала у Покровской заставы и «Андрониевский путь» от Покровской заставы до станции Кусково. Так появился Нижегородский вокзал (архитектор М. Арнольд) – единственный московский вокзал за Камер-Коллежским валом (за городской чертой), добираться до него пассажирам было далеко. Именно этот вокзал упоминается в романе Л. Толстого «Анна Каренина».

В 1896 г. Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской и Муромской, и правое крыло нового Курского вокзала отдано пассажирам Нижегородской дороги. Долгое время Курский вокзал так и назывался – «Курско-Нижегородский». Нижегородский вокзал стал товарной станцией (в советское время Москва – Товарная – Горьковская). Вокзал и его строения находились в треугольнике между улицами Нижегородская, Новорогожская и Рогожский вал и были со всех сторон огорожены глухим забором. Там было множество железнодорожных путей, идущих в тупик от основной ветки Курского вокзала. В тупик поступали под разгрузку составы с дровами и стройматериалами. В 1947 г. значительная часть путей была разобрана. Освободившееся место заняли постройки автобазы, в которой сейчас помещается музей ретро-автомобилей (дом 9/2 по Рогожскому валу). Около бывшего вокзала долго существовали товарные склады и вагоноремонтные мастерские. Станция и линия до нее ликвидированы в 1950-е гг.

На территории станции был небольшой посёлок для железнодорожников; он тянулся за забором вдоль Нижегородской улицы от нынешнего дома № 5 до дома № 9б; в нём была единственная улица, называвшаяся Конторской. На сегодняшний день осталось единственное сооружение Конторской улицы – 3-этажный училищный дом, построенный в начале XX в. (Нижегородская ул., д. 9в). В доме в разное время размещались реальное училище железнодорожного ведомства, средняя школа, школа машинистов, вечерняя школа рабочей молодёжи.

Дом детского творчества. Еще одно училищное здание, построенное в 1910 г., сохранилось по адресу: Рабочая ул., д. 30. Старый адрес: Коломенка, д. 32. В располагавшемся здесь 3-м Андроньевском женском училище преподавал диакон храма Василия Исповедника Феодор Цветков. В годы Первой мировой войны в здании училища был 11-й эвакуационный госпиталь. В советское время в здании поселялись госпиталь и Дом инвалидов, Дом пионера и школьника, Детский досуговый центр Таганского района.

Московский механический завод «Красный путь» – бывший механический и чугунолитейный завод «Перенуд». Завод был основан в 1862 г. за Рогожской Заставой, на улице Коломенке (современной Рабочей), швейцарцем Перенудом и французом Перле, и производил оборудование для железных дорог: стрелки, переводные механизмы, крестовины, стрелочные фонари. В 1920 г. завод был передан в ведение Московско-Курской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны завод эвакуирован в Ташкент, где до конца войны выпускал боеприпасы.

Рабочие завода «Перенуд» также были прихожанами храма прп. Василия Исповедника.

Московский металлургический завод «Серп и молот» – бывший Московский металлический завод, основанный в 1883 г. французом Гужоном за Рогожской заставой, между Золоторожским Камер-Коллежским валом и деревней Новая Андроновка. К 1917 г. количество рабочих, занятых на заводе, увеличилось с 200 до 3200, а предприятие уже включало 9 цехов. В 1922 г. завод получил советское название «Серп и молот», а улица Коломенка переименована в Рабочую по предложению проживавших здесь рабочих. В 1945 г. за обеспечение нужд фронта в годы Великой Отечественной войны завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На Рабочей улице, на бывшей Коломенской площади, был сквер. Решетку для сквера, с большими пятиконечными звездами, выковали рабочие завода «Серп и молот». В наши дни сквер восстановлен и снова окружен решеткой со звездами.

Из Описи Хоругвей, находящихся в церкви Св. Василия Исповедника (1914-1915 гг.): «Две хоругви (Гужоновские), мерою изображения 131/2 вершков высоты и 121/2 вершков ширины. На одной из них изображены: Святитель Николай и около него малыми изображениями: Спаситель и Божия Матерь; на другой хоругви изображения: Всех Святых и Казанской Божией Матери. Вес хоругви 4 пуда 25 фунтов каждая и ценою по 600 руб. каждая. Сооружены оне на средства рабочих и служащих завода Гужон».

Мясокомбинат им. Микояна – старейшее мясоперерабатывающее предприятие России, основанное в 1931 г. на месте старых Городских боен, устроенных в 1886-1888 гг. за Покровской заставой. Выбор места объяснялся не только тем, что скотобойни находились на этом месте с конца XVIII в. В 1882 г. Московская Городская Дума запретила прогон живого скота по городу; были закрыты скотопрогонные тракты и разрешено завозить живой скот только по железной дороге. Новые Городские бойни представляли собой самое современное предприятие, оснащенное по последнему слову науки, техники и санитарии, из нескольких заводов, со своей канализацией и водопроводом. Железнодорожные пути соединили бойни с Московско-Курской дорогой. В создании на месте боен Первого Московского колбасного завода в 1930-1933 гг. принял непосредственное участие народный комиссар снабжения СССР А. Микоян, имя которого комбинат получил в 1934 г.