Движение хоругвеносцев зародилось в России в первой половине XIX века; до 1917 года было создано более 100 обществ хоругвеносцев по всей империи.
В Москве, по имеющимся на сегодняшний день сведениям, было 21 общество:
Из Отчета Общества хоругвеносцев при церкви Святаго Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг.
Общество Хоругвеносцев при церкви св. Василия Исповедника, в Новой деревне, в Москве, существует почти со времени построения означенной церкви, 1897 г. Но до 1913 г. Общество не было официально утвержденным и зарегистрированным Епархиальным начальством. Только в 1913 г., историческом, юбилейном для всей России, Общество Хоругвеносцев, с высочайшего соизволения и утверждения Епархиального Начальства, стало именоваться Обществом Хоругвеносцев в память трехсотлетнего Царствования Державного Дома Романовых.
ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Фонд 203. Опись 759. Дело 1541.
Святейшего Правительствующего Синода Члену, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Макарию, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкие Сергиевы Лавры священноархимандриту и разных Орденов Кавалеру
Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви священно-церковнослужителей, церковного старосты и прихожан почтительнейшее и покорнейшее прошение.
Вся Россия ныне готовится к празднованию трехсотлетия благополучного Царствования Державного Дома Романовых, с Именем которого неразрывно связано то высокое положение, какое, благодаря своим Монархам, заняла Россия среди великих держав. Нет ни одной стороны народной жизни, которая, вместе с этим юбилеем, не праздновала бы трехсотлетие своего развития и торжества. Внешняя сила, внутреннее законодательство, развитие торговли и промышленности, науки, искусства – всё создано, всё развито Государями Дома Романовых. Это драгоценное Имя и имя самой России слились в одно понятие величия и славы.
Наступающий юбилей – всенародный. Это торжество подданных Императора Самодержца Всероссийского, это праздник для всякого Русского, любящего это имя и гордящегося им. Это любовь и право на эту гордость дали ему его Государи за 300 лет своего царствования.
Желая принять деятельное участие в праздновании грядущего юбилея, честь имеем почтительнейше и покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство, Милостивейшего Архипастыря и Отца, в память трехсотлетия благополучного Царствования Державного Дома Романовых, благословить открытие при храме Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, Общества Хоругвеносцев, поставившего своей целью поддерживать благолепие храма, носить святые иконы и хоругви и смотреть за порядком на крестных ходах.
Прилагая при сем прошении устав на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, почтительнейше и покорнейше и всенижайшее просим утвердить и возвратить его нам к предстоящим в феврале сего года торжествам 1913 года, февраля 6 дня. Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви
(подписи). Адрес: Москва, 33 почтовое отделение, Коломенка, дом №9.
Проект нормального устава Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве.
§1. Общество Хоругвеносцев учреждается в г. Москве, при церкви Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ ДОМА РОМАНОВЫХ и состоит в ведении Московского Епархиального Начальства.
§2. Общество учреждается: а) для ношения членами оного хоругвей и святых икон при крестных ходах, из церкви Св. Василия Исповедника и из других ближайших церквей; б) для устроения на средства Общества, с надлежащего разрешения, новых и исправления пришедших в ветхость хоругвей, а также фонарей, крестов, киотов для икон, носимых в крестных ходах, а по мере умножения средств и вообще для поддержания благолепия в храме; в) для поддержания порядка при богослужении в Василие-Исповеднической церкви в высокоторжественные и праздничные дни посредством особого наряда из членов Общества; г) для оказания помощи и призрения членам Общества, пришедшим почему-либо в бедственное положение, а равно и их семействам; причем при умножении своих средств, Общество заботится об основании при Василие-Исповеднической церкви благотворительных учреждений и школ.
§3. Членами Общества могут быть лица православного вероисповедания, мужского пола всех сословий, достигшие совершеннолетия и неопороченные в поведении.
§4. Поступление в члены Общества допускается во всякое время по заявлению о том одному из членов правления Общества и по предъявлению, в случае неизвестности, письменного вида и удостоверения полиции о поведении.
§5. Общество состоит из членов: а) почетных, б) действительных и в) пожизненных.
§6. Звание Почетных членов усвояется лицам, оказавшим особые заслуги или покровительство. Почетные члены освобождаются от членских взносов и ношения хоругвей.
§7. Действительные члены вносят в кассу Общества единовременно два рубля и затем ежегодно по одному рублю. Примечание: 1) Недоставивший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества.
§8. Внесший единовременно двадцать пять руб. признается пожизненным членом общества.
§9. Каждому члену Общества выдается от старшины Общества, за его подписью, книжка с обозначением в оной времени вступления в Общество и количества полученного от него взноса, а также для отметки ежегодных взносов. Почетным и пожизненным членам выдается о том свидетельство.
§10. При ношении хоругвей, каждому несущему святые иконы и хоругви члену Общества присвояется особый знак для ношения на груди и форменный кафтан, однообразного покроя из сукна темно-синего цвета с отложным темно-лилового бархата воротником, с бархатными, того же цвета, обшлагами. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кафтана кругом должны быть обшиты серебряным галуном с серебряной под ним бахромой, длиной в полтора вершка, по бокам талии над карманами должно быть пришито по одной серебряной кисти, и поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол-аршина и оканчивающийся серебряной кистью.
§11. Форменные кафтаны изготовляются членами Общества, каждый для себя на наличные средства, но по накоплении средств у Общества могут быть изготовляемы, с распоряжения общего собрания членов, и на средства Общества. Хранятся все кафтаны в указанном старшиной месте при храме.
§12. Форменные кафтаны и особый нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя обязанности, в дни крестных ходов хоругвеносцы могут присутствовать в них и в храме во время богослужения.
§13. Управление делами Общества вверяется правлению из 4-х лиц: старшины, его помощника, казначея и делопроизводителя, избираемых на 3 года закрытой баллотировкой. На случай выбытия кого-либо из них до срока выбираются 4 кандидата. Члены правления и кандидаты к ним представляются на утверждение Епархиального Преосвященного.
§14. Сроки выборов старшины и членов правления могут быть изменены в случае личного отказа служить в должности, или если выборные лица будут признаны Епархиальным Преосвященным несоответствующими своему назначению. Члены правления могут быть избираемы и на следующее трехлетие.
§15. На обязанности членов правления лежит: принятие заявлений от лиц, желающих поступить в Общество; принятие единовременных и годовых взносов; расходование средств по определению общего собрания; заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов в крестном ходе; наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, по расписанию местного благочинного; суждение о проступках членов Общества при исполнении принятых на себя обязанностей и возникающих при этом между ними недоразумениях и представление общему собранию, а за сим и Епархиальному Епископу, годового отчета о деятельности Общества. Правление решает дела большинством голосов, причем старшина имеет два голоса; свои постановления правление записывает в особую протокольную книгу. Примечание: Правлению Общества предоставляется право в потребных ему случаях, временно, лишать кого-либо из членов Общества права ношения хоругвей и икон или вовсе увольнять из Общества.
§16. Правление Общества должно иметь: а) приходо-расходную книгу с соответствующими графами как для наличных денег, так и для процентных бумаг; б) книгу для записей поступления, как случайных единовременных сумм, так и взносов годовых членских, с приложением в книге квитанций для выдачи таковых вносящим в Общество деньги; в) книгу протоколов заседаний правления Общества и г) книгу для алфавитного списка членов Общества. Все сии книги должны быть скреплены шнуром и печатью благочинного.
§17. Общие собрания созываются раз в год, а в случае надобности, по требованию причта церкви, при коей утверждено Общество хоругвеносцев, или членов правления, и во всякое время. Председательствует на общих собраниях старший священник церкви. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в этой местности. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов. Постановления общего собрания записываются в книгу протоколов (п. в §16).
§18. На годовом общем собрании рассматривается отчет о деятельности Обществаза истекший год и смета на предстоящий год и производятся избрания почетных членов и должностных лиц Общества.
§19. Суммы Общества должны храниться в отделении Государственного банка или в сберегательной кассе и должны быть вынимаемы оттуда не иначе, как по особым отношениям правления Общества, за подписью старшины и члена делопроизводителя.
§20. Для проверки сумм и имущества Общества ежегодно назначается общим собранием ревизионная комиссия из трех членов Общества.
§21. Общество имеет печать с надписью: «Печать Общества Хоругвеносцев при церкви Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в память 300-летия царствования в России Дома Романовых».
§22. Общество считается прекратившим свое существование, если за закрытие его на годичном или экстренном собрании выскажутся 2/3 всего наличного числа действительных членов Общества. По закрытии Общества, принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность церкви, при коей это Общество учреждено.
Из Отчета Общества хоругвеносцев при церкви Святаго Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг.
Расписание крестных ходов.
Большие крестные ходы.
Малые крестные ходы.
а) Вокруг храма.
1. 2 января с иконою преп. Серафима Саровского Чудотворца, освященною на Его Св. мощах.
2. В Страстную субботу с плащаницей и семь ходов в Пасхальную седьмицу с артосом.
3. 12 мая с иконою св. Ермогена в память открытия мощей этого святителя.
4. 19 июля с иконою преп. Серафима Саровского Чудотворца.
5. 26 октября в память освящения храма в 1896 году и основания Общества хоругвеносцев 20 октября 1913 года.
б) Для освящения работ на заводах и учреждениях, расположенных в приходе:
Интересно, что крестные ходы на завод Гужона проводились в разные дни – в разные цеха. Объяснение этому можно найти в книге по истории завода «Серп и Молот», изданной в советское время. Оценка религии и церкви в этой книге соответствует официальной, т.е. она исключительно негативна; но информация – совершенно бесценная. «Халаты», о которых идет речь в книге – это кафтаны, подробно описанные в проекте Устава Общества.
Свет над заставой. М., 1959. Церковное пение, пожалуй, и олицетворяло искусство Проломной и Рогожской застав. Пели псалмы в Андроньевском и Старообрядческом монастырях и на заводе, в специально созданном церковном хоре. Руководил им один из мастеров, учил петь по слуху, так как большинство хористов было неграмотным. Мастеру приплачивали за «руководство» хором. Подобного рода «культрасходам» у Гужона велся точный учет. Хор пел главным образом на цеховых молебнах. У каждого цеха был свой святой – «покровитель». У прокатчиков – Николай-угодник, у сталеплавильщиков – святой Андрей, в листопрокатном – святой Федор и Пантелеймон и т.д. В цехах висели иконы. День своего святого в цехе праздновали. Работали в этот день только шесть часов. Приходил сам Гужон, пил с рабочими святую воду, крестился по-православному. Степенно стояли хоругвеносцы. Для такого случая им шили халаты, наподобие риз. Золотой крест на груди у священника отражал свет лампады.
Опись Хоругвей, находящихся в церкви Св. Василия Исповедника.
Во время торжественных служб и крестных ходов члены Общества, облаченные в специально сшитые кафтаны, с серебряным галуном и серебряными кистями на груди и на спине, несли святые хоругви и иконы. Среди почетных членов Общества в 1915 году числятся: митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский); епископ Балахнинский, викарий Нижегородский Макарий (Гневушев); архимандрит Николо-Угрешского монастыря Макарий (Ятров); директор завода Юлий Петрович Гужон; помощник пристава Ново-Андроньевского участка Якубовский Юлиан Феликсович; мастер Московских мастерских Курской железной дороги Григорий Сидорович Зайцев.
2024 © Храм преподобного Василия Исповедника (Московский Патриархат)