В апреле 2024 г. завершилась расчистка монументальных росписей в храме прп. Василия Исповедника у Рогожской заставы, созданных в 1904–1906 гг. силами иконописной мастерской Федора Андреевича Соколова. Одновременно с работой реставраторов в архивах и других источниках проводился поиск информации об этом удивительном художнике.
Федор Соколов родился 10(23) сентября 1843 г. в доме цехового Цыганова в приходе Спасо-Преображенской в Спасской слободе церкви, которая находилась на Большой Спасской улице, недалеко от современной станции метро Сухаревская[1].
Его отец, московский мещанин Андрей Доримедонтович Соколов, сумел разбогатеть, стал владельцем иконостасной мастерской и вступил в московское купечество[2]. Семья проживала в собственном доме на Грузинской улице, в приходе Георгиевской в Грузинах церкви, А.Д. Соколов был в ней старостой[3]. В исповедной ведомости 1865 г. у купца Андрея Соколова, 45 лет, записаны 7 детей: Федор 22 лет, Иван 20, Петр 17, Капитолина 11, Елизавета 6, Александра 5 и Алексей 2 лет[4].
В 1868 г. в Георгиевской в Грузинах церкви состоялось венчание московского 2-й гильдии купеческого сына Федора Андреевича Соколова и Дарьи Евстратьевны Абросимовой, купеческой дочери 2-й гильдии. Отец и брат невесты были известными в Москве ювелирами. Петр Евстратьевич Абросимов владел фабрикой золотых, серебряных и бронзовых изделий, включая церковную утварь, в московских музеях сохранились его работы. Возможно, Соколов и Абросимов были не только родственниками, но и работали вместе, создавая иконы в окладах, но найти доказательства этой версии не удалось.
В 1879 г. Федор Соколов вступил в московское купечество 2-й гильдии. Дарья Евстратьевна умерла в 1881 г. от чахотки. Второй женой Соколова стала мещанка Напрудной слободы Ольга Ивановна Ступина. В 1885 г. в семье было трое детей: от первого брака Соколова Александр, Екатерина, Анна и Наталья, от второго Надежда, Мария и Ольга[5]. Удалось найти записи о рождении еще двоих детей – Олимпиады в 1887 г. и Ивана в 1902 г.[6]
В 1885 г. Федор и Иван Соколовы числились среди московского купечества Устюжской слободы как владельцы иконостасного производства[7]. Иван и позже продолжал работать как иконостасчик, в «Московских церковных ведомостях» публиковались такие рекламные объявления: «Иконостасная мастерская Политехнического музея Архитектурного отдела мастера Ивана Андреевича Соколова. Грузины, Средний Тишинский переулок, дом Шустова в Москве»[8]. К Ивану Соколову обратился Василий Бахрушин, когда потребовалось создать иконостасы для храма прп. Василия Исповедника[9].
Федор Соколов, купец 2-й гильдии, владел иконописной мастерской, работал как иконописец, реставратор и монументалист. В московском архиве удалось найти фирменные бланки из мастерской Соколова, с его логотипом[10]. На нем надпись: «Федор Андреевич Соколов, иконописец Художественно-промышленного музеума». На логотипе присутствуют полученные Соколовым ордена св. Станислава и св. Анны, а также медали художественно-промышленных выставок, в которых он принимал участие: Московской политехнической 1872 г., Всемирной в Париже 1878 г. и Всероссийской 1882 г. в Москве.
Сохранился список «экспонентов, удостоенных похвальных наград» на выставке 1882 г. Представленные Соколовым иконы и складень были удостоены золотой медали, с формулировкой «за прекрасно исполненные иконы и за отличное направление на этом поприще, постоянно, в продолжение многих лет, совершенствующееся»[11].
Художественно-промышленный музей был создан в 1864 г. при Строгановском училище технического рисования, найденные в архивах документы подтверждают факт сотрудничества Соколова с училищем с 1870-х гг. до начала XX в. Возможно, образование Федор Андреевич также получил в Строгановском училище, но доказательств этой версии найти не удалось. В Строгановке особое внимание уделялось изучению и копированию лучших образцов древнерусского искусства. Федор Соколов знал древнерусские иконы и копировал их. Так, в 1877–1878 гг. он создал списки с древних икон Дионисия «Свт. Алексий, митрополит Московский» и «Свт. Петр, митрополит Московский», которые хранятся в фондах музея в Коломенском, с авторской надписью[12].
В архиве Музеев Московского Кремля удалось найти архивные документы, раскрывающие историю создания этих копий. В 1870-х гг. в Москве была завершена постройка Храма Христа Спасителя, встал вопрос о росписи интерьеров. В 1876 г. Комиссия для построения в Москве Храма Христа Спасителя признала необходимым «для соблюдения в живописи храма церковно-археологической верности приобрести точные списки с подлинных чудотворных и явленных икон Божией Матери и святых, которые назначены к написанию в храме»[13]. Святейший Синод согласился с Комиссией, и в разные храмы страны были направлены соответствующие распоряжения. В Успенском соборе Московского Кремля надо было изготовить списки с Петровской иконы Божией Матери и 7 образов святых московских митрополитов: Петра, Ионы, Филиппа, Феогноста, Фотия, Киприана и Алексия. Перед изготовлением списков древние образы осмотрели специалисты и отметили, что икона свт. Алексия «сохранила бесспорно характер древнего письма и мало повреждена позднейшими обновлениями», а икона свт. Петра, «как видно, была неоднократно реставрирована мало опытными художниками и покрыта неоднократно лаком, который местами отошел, почему в настоящем виде не может служить как тип этого святителя»[14]. Интересно, что имеющаяся копия иконы свт. Петра работы Соколова написана так, как будто ее образцом была отреставрированная икона. Можно предположить, что Соколов сам выполнил расчистку древнего образа. О том, что Соколов занимался реставрацией, известно из документов о храме свт. Николая на Мясницкой, где он поновлял древние иконы в 1881–1883 гг.[15] Кроме того, удалось найти заметку в МЦВ, в которой сообщается о пожаре в Грузинах у Тишинского рынка в деревянном доме Соколова, точнее, в его мастерской, «в которую отдана была чудотворная икона для исправления»[16].
Свои работы Ф. Соколов щедро дарил и жертвовал средства на благие цели. 24 марта 1885 г. указом Александра III он был пожалован орденом св. Станислава 3-й степени за «отлично усердные и полезные труды» как сотрудника «Общества поощрения трудолюбия» в Москве[17]. Награждение орденом св. Станислава позволило Ф. Соколову и членам его семьи получить звание потомственных почетных граждан (императорский указ об этом подписан 19 декабря 1885 г.)[18].
Второй наградой Соколова, также за благотворительную деятельность, стал орден св. Анны 3-й степени[19], полученный в 1890 г. В том же году семья перебралась в дом 44 на Арбате[20] (переезд, видимо, ускорил случившийся в 1889 г. в Грузинах пожар). В 1896, 1899 и 1903 гг.[21] потомственный почетный гражданин Федор Соколов выбирался и утверждался епархиальным начальством церковным старостой соседней с домом церкви – свт. Николая в Плотниках. Не позднее 1912 г. семья перебралась в новый дом по адресу М. Трубный пер., 4[22]. В 1917 г. Федор Соколов числился в справочнике «Вся Москва» по тому же адресу[23]. Дату его смерти установить не удалось.
Итак, мы знаем, что Федор Андреевич Соколов реставрировал, изучал и копировал древние иконы, причем у него был доступ для этих работ даже в кремлевские соборы. В советское время творчество этого удивительного художника было практически забыто, поэтому восстановить полный перечень его работ не представляется возможным. Но даже тот список, который удалось восстановить, грандиозен.
В 1871–1872 гг. Соколовым написаны иконы «фряжского письма» для церкви вмч. Георгия в Грузинах[24], в конце 1870-х гг. – иконы для собора св. князя Александра Невского в Нижнем Новгороде[25]. Иконы не сохранились.
В 1883 г. на Моисеевской площади, по инициативе Общества поощрения трудолюбия в Москве ведомства Императорского человеколюбивого общества под покровительством императрицы Марии Федоровны, сотрудником которого был Федор Соколов, построена часовня св. князя Александра Невского (арх. Д.Н. Чичагов). Для часовни Ф.А. Соколов «пожертвовал два боковых иконостаса с иконами и художественную стенопись»[26]. В издании, посвященном 15-летию часовни, отмечалось, что иконопись Соколова «замечательно художественно исполнена». Там же есть интересные подробности: «На третий год по открытии часовни на обеих сторонах внутри ее известным иконописцем Ф.А. Соколовым, на свой счет, устроены иконостасы и в них вставлены иконы его же писания. С правой стороны в церковном ярусе: Распятие. Святителя Николая Чудотворца. Св. Великом. Дмитрия Селунского. На верху во втором ярусе: Св. Архидиакона Стефана. Св. Георгия Митилийского. Св. Муч. Саввы. С левой стороны в церковном ярусе: Божией Матери Целительницы. Св. Преп. Сергия Радонежского. Св. Муч. Трифона. На верху во втором ярусе: Св. Алексия человека Божия. Св. Царицы Александры. Св. Вениамина. Общая ценность этого пожертвования достигает до 2875 р.». В 1888 г. Ф. Соколов на свой счет окрасил часовню снаружи и вызолотил на свой счет 12 рам к иконам. В 1889 г. на наружной стене часовни была помещена икона Всемилостивого Спаса работы Соколова, сооруженная на средства торговцев Охотного ряда в память чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. На другой стене в 1896 г. помещен образ св. Михаила Малеина, в память 300-летия со дня рождения Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых, также работы Ф. Соколова[27]. Часовня на Моисеевской площади снесена большевиками в 1922 г.
Св. благоверный князь Александр Невский был небесным покровителем российских императоров Александра II и Александра III. Александр II был одним из инициаторов создания Художественно-промышленного музея. Александр III в 1881 г. принимал участие в торжественном освящении собора в Нижнем Новгороде. Очевидно, что Федор Соколов был близок к императорской семье, поэтому в 1880-е гг., когда строилась церковь свт. Николая в Белой Веже, в дворцовых землях императора Александра III, иконы для нее были заказаны именно Соколову[28]. Церковь освятили в 1887 г. В начале Первой мировой войны, когда германские войска приближались к Полесью, иконы были вывезены на восток. Куда именно – неизвестно.
В 1885–1895 гг. Соколов написал 72 иконы «фряжского письма» для новой Троицкой на Шаболовке церкви в Москве[29]. Убранство храма не сохранилось.
Из монументальных работ, видимо, самой значительной является роспись древнего Успенского собора Симонова монастыря[30]. С 1894 г. Ф.А. Соколов приступил к работам по декорации и «подправлению» прежней живописи на галереях храма. Спустя месяц была подготовлена смета по живописным работам на площади в 192 сажени, которые включали написание 31 новой композиции в плафонах, на стенах, в арках. Позже Соколов декорировал также Казанский придел собора. К апрелю 1900 г. мастер выполнил наружную роспись апсиды, представив под образом Нерукотворного Спаса ростовые образы Московских святителей и других святых, а также поновил масляные «полотна» внутри собора. Успенский собор Симонова монастыря не сохранился.
В 1897 г. Соколов расписал алтарь церкви свт. Николая в Плотниках (храм в советское время разрушен). В 1903 г. причт храма обратился в Московскую Духовную Консисторию с прошением о награждении своего старосты орденом св. Станислава 2-й степени: «…потомственный почетный гражданин Феодор Соколов, со времени поселения своего в их приходе, явился постоянным и усердным жертвователем на нужды приходского храма. Так на его средства был поновлен и вызолочен иконостас, как в главном храме, так и в приделах, и на его же средства храм был украшен стенною живописью и сооружены были на иконы ризы, с израсходованием на все это более 8000 рублей». Консистория поддержала прошение[31], но документы, подтверждающие награждение, найти не удалось.
Заметная страница в творчестве Федора Соколова связана с Бахрушиными. В 1895–1897 гг. им написаны иконы для трех иконостасов храма прп. Василия Исповедника за Рогожской заставой, построенного на средства Бахрушиных, в 1903 г. – для Троицкой церкви при приюте Бахрушиных в Сокольниках[32]. Судьба икон неизвестна.
Последняя по времени из известных исследователям работ Соколова, также «бахрушинская» – стенопись храма прп. Василия Исповедника, выполненная в 1904–1906 гг. Она сохранилась, хотя сильно пострадала при переделке здания под партийный архив. Рассказ об этой живописи будет в отдельной статье.
КОММЕНТАРИЙ.
В 2022 г. сотрудницей Государственного Исторического музея Т.Ю. Облицовой в фондах ГИМ были найдены 4 эскиза росписи храма прп. Василия Исповедника, созданные Соколовым в 1903 г. Было принято решение о совместном выступлении в Российской Академии художеств на конференции «Проблемы национального стиля в культуре России XIX – начала XX вв.». 16 июня 2023 г. был зачитан доклад на тему «Творчество Ф.А. Соколова, иконописца, монументалиста и реставратора второй половины XIX – начала XX века». Доклад имел двойное авторство: Т.Ю. Облицовой и историка храма прп. Василия Исповедника Е.Л. Петровской.
6 июля 2023 г. в блоге Исторического музея Т.Ю. Облицова опубликовала статью о творчестве Соколова под своим именем, не поставив в известность соавтора и не указав источник информации.
Хотим отметить, что новые биографические данные, которые содержатся в ее статье, включая информацию из архива Музеев Московского Кремля, Центрального Государственного архива Москвы, а также из Московских церковных ведомостей, найдены историком храма прп. Василия Исповедника Е.Л. Петровской. Сожалеем о таком непрофессиональном поступке Т.Ю. Облицовой.
[1] ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 385. Л. 312об.
[2] ЦГА г. Москвы. Ф. 3. Оп. 2. Д. 638. Л. 113об.; РГИА. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 4545. Л. 7.
[3] МЦВ. 1870. № 21. С. 6; Московская памятная книжка или адрес-календарь жителей Москвы на 1869 год. М., 1869. С. 334.
[4] ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1895. Л. 223об.
[5] РГИА. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 4545. Л. 7–12.
[6] ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 291. Л. 204об.; Ф. 2125. Оп. 2. Д. 86. Л. 98об.
[7] ЦГА г. Москвы. Ф. 3. Оп. Д. 1315. Л. 16.
[8] МЦВ. 1895. № 7. С. 72.
[9] Бахрушин В.А. Описание построения храма св. Василия исповедника в Москве, за Рогожской заставой в Новой деревне. М., 1901. С. 35.
[10] ЦГА г. Москвы. Ф. 444. Оп. 1. Д. 1. Л. 77.
[11] Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. М., 1882. С. 44.
[12] Полякова О.А., Послыхалина М.В. Подписные и датированные иконы в собрании Московского Государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. М., 2013. С. 39–42.
[13] ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 107об.
[14] Там же. Л. 119, 119об.
[15] ЦГА г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 57. Л. 6.
[16] МЦВ. 1888. № 8. С. 95.
[17] РГИА. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 4545. Л. 14.
[18] РГИА. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 4545. Л. 4об., 17.
[19] ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 423. Л. 623об.
[20] timofeyich.ru/Тимофеич. Территория Арбата в районе домов 38–44.
[21] МЦВ. 1896. № 19. Оф. отдел. С. 39; 1899. № 34. Оф. отдел. С. 74; 1903. № 17. Оф. отдел. С. 40.
[22] Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1913 год. М., 1913. С. 539.
[23] Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М., 1917. С. 463.
[24] МЦВ. 1872. № 47. С. 496.
[25] Снежницкий А.Н. М., 1899. Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор. С. 25.
[26] Отчет Ведомства Императорского человеколюбивого общества, состоящего под августейшим Государыни Императрицы покровительством Общества поощрения трудолюбия в Москве за 1885 год. М., 1886. С. 31.
[27] Пятнадцатилетие часовни во имя св. Александра Невского на Моисеевской площади. М., 1898. С. 25, 33, 36, 43.
[28] Artrz.ru. Церковь свт. Николая Чудотворца. Беловеж. Польша.
[29] МЦВ. 1895. № 36. С. 340–343.
[30] ЦГА г. Москвы. Ф. 444. Оп. 1. Д. 1. Л. 95–99.
[31] ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 423. Л. 623.
[32] Московский листок. 1903. № 128. С. 2.
2024 © Храм преподобного Василия Исповедника (Московский Патриархат)